Ни в одной книжке вы не найдете точного количества необходимых ребёнку игрушек. Предусмотреть особенности каждого малыша, условия его жизни, воспитания и дать всего лишь один исчерпывающий ответ на все случаи жизни — невозможно.
Можно руководствоваться самыми общими требованиями к количеству игрушек, но не забывайте учитывать конкретную ситуацию и индивидуальные склон- ности ребенка.

К общим требованиям относится правило: чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле его зрения.

До года целесообразно давать ребенку одну игрушку, сначала подвесив ее в коляске или кроватке, затем предоставить ребенку возможность исследовать предмет ручками.

От года до двух лет, по мере увеличения объема внимания и способности к сосредоточению, число игрушек для одновременного использования может постепенно расти.

Здесь полезно дать ребенку возможность установить различия между предметами. Хорошо, если ребенок сравнивает две одинаковые игрушки, различающиеся цветом или размером. Для развития речи и представлений о предметах полезно показать ребенку реальные предметы, игрушечные варианты тех же предметов и изображения на картинках.

В дошкольном возрасте не следует помещать в поле зрения ребенка более четырех-пяти разных игрушек.

Не стоит оставлять без внимания ссоры по поводу обладания более привлекательной игрушкой, но, включаясь в детский конфликт, старайтесь избегать оценочных высказываний типа «плохой мальчик» или «упрямый ребенок».
Предложите малышам игровой сюжет, в котором они могли бы действовать вместе. Обогатите игру, подсказав новое игровое действие. Ни в коем случае не наказывайте ребенка, лишая его возможности играть с другими детьми.

Некоторые родители, стараясь с раннего возраста воспитать бережливость и аккуратность, побуждают детей быть особенно внимательными с личными вещами и игрушками. Подобные высказывания мам и бабушек знакомы многим: «Ванечка, возьми у Пети свою машинку, он ее сломает»; «Машенька, не давай девочкам куклу, в прошлый раз они ее сильно испачкали».

Все это может показаться мелочами, не требующими особого внимания.
Однако в воспитании нет мелочей. Через год-другой мама и бабушка в волнении за свое чадо придут на прием к детскому психологу с жалобами на подавленность настроения, плохой сон и аппетит, на то, что ребенок наотрез отказывается посещать детский сад. А это уже весьма серьезные причины для беспокойства. Утро, сопровождающееся слезами и уговорами, — травма не только для ребенка, но и для родителей. Объяснения специалиста, что всему виной игрушка, вызывает у родителей удивление, а иногда, даже протест. Но ведь именно игрушка, а точнее, неправильная реакция на игровое поведение ребенка привела к создавшейся ситуации.

Ребенок под воздействием взрослых привык никому не давать своих игрушек, как следствие затормозилось развитие общения, укрепилась одиночная игра.
Столкновение с детским коллективом в первый же день поступления в детский сад вызвало горькое чувство обиды и одиночества. Ребенок не в силах понять справедливость недовольства детей.

Разобраться в истинной причине конфликта и устранить ее, можно при сов- местной интенсивной работе психолога, педагога и родителей.

А ведь всего этого могло бы и не случиться, если бы родители вовремя сформировали у ребенка правильное отношение к игрушкам.

Конечно же, важно привить детям аккуратность, привычку беречь игрушки, надо только, чтобы эти требования воспринимались детьми как отчетливая необходимость, а не как очередное, малопонятное требование взрослых.

При излишнем обилии игрушек приучить ребенка к соблюдению порядка в своем уголке очень трудно. Малышу совершенно не под силу по нескольку раз в день расставлять игрушки по полкам и коробкам. А вот если ребенок собрал узор из мозаики, построил дом из кубиков, соорудил самолет из конструктора, надо выделить специальное место и поставить изделие на виду, чтобы все могли оценить старания ребенка. В этом случае требование порядка в уголке воспринимается ребенком как совершенно естественное и понятное.

Научите ребенка дарить игрушки, особенно те, которые он сделал сам. Пусть с самого раннего возраста дети привыкнут радоваться от того, что доставили радость другому.

Понятно, что относительно небольшое число игрушек удобнее, но если ваш ребенок всерьез увлекся коллекционированием солдатиков или игрушечных автомобилей, было бы непростительной жестокостью отказать ему в покупке только из опасения превысить «полезное» число игрушек.

Марина Александрова

wlal.ru


Комментарии

Комментировать

 
(Не публикуется)
(Пример: www.qli.ru)
Сообщение