хроники тысячелетнего21 февраля в одном из модных заведений Киева состоялась премьера – харьковский аматорский «Театр По» представил публике  спектакль «Хроники тысячелетнего». «Хроники тысячелетнего» – это спектакль, состоящий из стихов и настоящих хроникальных кадров времен Великой отечественной войны. Это фактически  моноспектакль, ведь на сцене на протяжении всего действа находятся 2 человека – актеры Александр Езерский  и Екатерина Донец.

Необходимо отметить, что Александр Езерский одновременно является и автором текстов, автором идеи и режиссером спектакля.
Перед зрителем одна за другой предстают картины той страшной войны, оживая в образах и живых воплощениях судеб реальных людей, возникающих на экране. Общая подготовка к реализации идеи спектакля велась полгода, в целом спектакль был представлен зрителю 5 раз, но в Киеве оказался впервые при поддержке творческого объединения – арт-салона «Маэстро».
Все это могло бы быть абсолютно обычным и заурядным явлением в бурной театрально культурной жизни столицы, ведь тема Великой отечественной войны не редкость в театральных кругах.
Все так, если бы не необычный для нашей страны угол зрения. На события тех далеких лет, мы привыкли смотреть в основном  глазами победившей стороны. Ребята же предлагают  посмотреть на все глазами стороны побежденной, но изначально вступившей в военные действия  и предполагавшей единственно возможную победу. Зрителю неожиданно предлагается оценить кровавый взнос немецкой стороны в эту кампанию…. И оценить масштабы такой «справедливости».
хроники тысячелетнегоВ основе спектакля – судьба офицера СС, его взгляд на вещи, внутренняя борьба между личным и долгом перед страной. «Человеческое» лицо войны здесь олицетворяет хрупкая девушка: ее борьба – на грани психологического слома (непонимание, абсолютное неприятие жестокости, смешанное с чувством верности  своему невидимому герою, общей идее). Она по-женски смиренна, нежна и трогательна:
«Толпу людей, на рукавах — звезды Давида,
Уводили куда-то прочь по восточной дороге…
А мне почему-то казалось, что смотрит с обидой
Досками заколоченная синагога…
Смотрят витрины пустыми глазницами….
На стенах краской надписи: слово «Juden»
Люди в колонне с печальными лицами…
Думаю, все-таки это люди…
Кто-то пытается убежать –
Улица в ответ выстрелом звонким.
И женщина… Так же, как и любая немецкая мать
Грудью от пули прикрывает ребенка…
Прохожие стыдливо отводят глаза
А те, кто моложе, кричат: «Смерть евреям!»
Но если так лучше, если так фюрер сказал,
То кто мы такие, чтобы ему не верить?»

хроники тысячелетнегоУ главного героя, который в начале действия свято верит в свою цель, в непререкаемость планов, приказов, ценность и необходимость, святость наград, тоже происходит определенная ломка сознания:

«Не говорите мне о том, как блестит серебро,
Когда вокруг меня весь мир раскаленной сталью.
Все эти ордена, все ваши медали…
Всего лишь то, что со мною рядом положат в гроб!
Пятиминутная меланхолия под дождем…
Земля от грохота боя еще не остыла,
Один неверный шаг – и все упадем.
И дружный наш окоп станет братской могилой
Мы здесь горим! Перепачканы руки в золе!
Мы падаем, чтобы империя устояла!
А где-то мы – солдатики на столе
Очередного гениального генерала».
Непосвященному зрителю с первых строк может показаться, что  произведение носит оправдательный характер, а постановка принимает чью-то сторону, но вот что говорит о финале и о целях своей постановки сам автор: «Финал не изменялся и изначально планировался именно таким. Суть его – в какой-то мере показать, что человечество не учится на своих ошибках, и даже самая жестокая война ничему не научила его… Финал остается открытым потому, что с окончанием войны и разрушением третьего рейха уже не важна судьба главного героя, и в дальнейшем рассматривается судьба человечества, которое породило таких «героев».
хроники тысячелетнегоДальнейший пересказ всего происходящего не имеет смысла, так как все же лучше при случае самому увидеть спектакль и оценить, чтобы иметь возможность вынести свой «вердикт». Я лишь позволю себе  отметить несколько интересных моментов:
•    Главный герой одет в настоящую реставрированную форму штандартенфюрера СС.
•    В постановке задействованы настоящие кадры кинохроник.
•    «Хроники тысячелетнего» были сыграны 5 раз, 4 спектакля были презентованы  Харькове.
Пресыщенный зритель может упрекнуть актеров в чем угодно – в аматорстве, «сыроватости» материала, или в чем-то еще, ведь наверняка всем понравиться невозможно. Но мне хотелось бы отметить игру Екатерины Донец —  ее  проникновенное глубокое прочтение материала просто завораживает…
И конечно же, можно было бы назвать это обычным событием, если бы не тот факт, что столь непростая тема поднята очень молодыми людьми не в преддверии патриотического праздника, как это обычно принято, а просто потому, что она им близка, и артисты искренне надеются, что она также небезразлична всем нам. А в особенности молодому зрителю, которому, к счастью, не довелось стать свидетелем тех страшных событий, и потому ему предоставляется возможность судить обо всем по кадрам кинохроник и из индивидуального прочтения столь печальных моментов нашей истории.
P. S.  Сразу после премьеры в Киеве ребят пригласили со спектаклем в Полтаву. Что ж, пожелаем им успеха!

Е. Добруцкая


Комментарии

Комментировать

 
(Не публикуется)
(Пример: www.qli.ru)
Сообщение