Понятие вкус… Вы никогда не задумывались что это? По сути, глубоко философский вопрос, я бы даже сказала, изменчивый и не постоянный, как погода на яндексе. Одни задают тон, являясь законодателями мод, вторые считают, что в избытке наделены этим врожденным качеством, третьи в погоне за одним могут забыть про второе, и наконец, четвертые в сочетании желаемого и возможного обращаются к классике.

Стоп! А теперь еще один встречный вопрос – а что есть классика??? Думаю, здесь и без помощи словаря можно сказать, что сам термин вполне определенным назвать нельзя. Лишь в широком смысле этого слова мы можем обратиться к канонам жанра, объявив, что сей предмет значит для человечества нечто неугасающе образцовое. Что-то, вокруг чего бесконечно вращаются архитекторы, художники, скульпторы, писатели, поэты, модельеры, стилисты, парикмахеры, визажисты и многие представители в основном творческих профессий, пытаясь внести что-то новое в хорошо забытое старое. Только одно почему-то никто не учитывает в этом интригующем вопросе! И у классиков были свои современники! И, кстати, в большинстве случаев, то, что сейчас принято называть классикой, в былые времена считалось новаторством и либо не ценилось, либо преследовалось. Испокон веков люди всегда неадекватно расценивали все новое, или чрезмерно превозносили, или, чаще всего, втаптывали в грязь навязчивыми критиками консерваторами. Ибо критика всегда была и есть в моде, почему-то считаясь делом исключительно умным и тонким. В действительности же критиковать легче всего, т.к. во все времена негатив пользовался большим коммерческим спросом, чем нечто положительное. И тому существует множество подтверждений. Как это ни парадоксально, но человечеству в принципе свойственно ходить по кругу, посмертно раздавая заслуженные медали. К примеру, бедняга Ван Гог, в порыве душевной болезни и одиночества отрезал себе ухо, но и этим он лишь приобрел славу сумасшедшей бездарности у своих современников. И кто бы мог подумать, что десятилетия спустя, после смерти художника, его картины станут признанными шедеврами мировой классики? Вспоминается бедняга Булгаков, гонимый взашей при социализме, как и множество других замечательных писателей, кстати, не так давно признанных классиками. Но здесь, все же, стоит отдать должное банальному человеческому кредо «запретного яблока», читательская аудитория у них была довольно насыщенная. Вспомнился бедняга Шолохов, которого позже злой «гений» Солженицына додумался обвинить в плагиате. Да и вообще с течением времени понятие классики неоднократно менялось. У каждой нации, к примеру, оно свое, и бессмысленные споры, в этом контексте никогда не утихнут. Достаточно вспомнить 30-е годы XIX века в русской критической литературе. Система эта именовалась лже-классицизмом, так как предполагалось, что принципы французского классицизма, практически насильственно введенные кардиналом Ришелье, представляют собой только жалкое искажение подлинного классицизма древних греков и римлян. В итоге не факт, что имеемое сегодня эталоном – завтра не оспорит какой-нибудь очередной Солженицин, а пришедший послезавтра очередной Решелье не станет новым классическим законодателем мод. Проще говоря – классика, эпохальна. Как, впрочем, и понятие «красота», классических канонов к которому в современном мире не существует. К примеру, небезызвестная всем, греческая скульптура Венера Милосская, так и останется, разумеется, классикой античного искусства, но вряд ли эталоном красоты современности. Скажем прямо – дело здесь в индивидуальном предпочтении каждого, в соответствии, конечно с его эпохой и временем. Та же Коко Шанель, в свое время, кстати, относительно не так давно, перевернула мир моды вверх дном, удивляя всех брюками, отсутствием корсета и маленьким черным платьем, пришедшим на смену классическим, в то время пышным юбкам с многочисленными подъюбниками. Ветер перемен неожидан и очень изменчив, а передовой инновационный двадцатый век исконно требовал модернизаций. Поэтому на смену пушкинской лирике выстреливали маяковские тирады, а взамен гоголевской «птице тройки» пришла «тресясь в прокуренном вагоне» баллада Александра Кочеткова. По этой же причине мы забываем великие полотна Рафаэля, Караваджо, Да Винчи, Моне, Сурикова, Шишкина, Левитана, Саврасова, Айвазовского и многих других мастеров, на смену приходит экстравагантный Дали, эпотажный Пикассо, а позже и необъяснимое всем явление квадрата Малевича. И чего же, собственно удивляться кончине золотого и серебряного века? Писать, как Пушкин уже никто не сможет. Просто бессмысленно. Есенин – вымирающий вид, был, пожалуй, пережитком прошлого.
Так почему же мы до сих пор продолжаем спорить о вкусах? Почему продолжаем считать вкус врожденным, а не навязанным кем-то или чьим-то мнением? В любом случае нам ВСЕ трактуют. Что считать классикой, и что нет, что сегодня модно и что устарело, что «вкусно», а что откровенная безвкусица. Поэтому, если кто-то, сморщив носик, рискнет покритиковать, допустим, ваш шарф, оперируя своим врожденным чувством вкуса, чувством такта он точно не обладает. Во-первых еще не факт, что у этого знатока все в идеально трактуемых стандартах, т.к, зачастую мы только думаем, что делаем тот или иной выбор самостоятельно. А во-вторых, о вкусах не спорят! Гармония? Бесспорно! Главное быть в гармонии с самим собой! Во всяком случае, если ваша одежда не вызывает такой спорной реакции, как произведения Малевича, или, скажем Пикассо, а чаще всего даже нравится окружающим, можете быть спокойны, со вкусом у вас все в порядке. Ну а если же наоборот, что ж, есть основания полагать, что у вас имеются все шансы стать новым исключительно шедевральным произведением искусства.

Олеся Караулова


Комментарии

Комментировать

 
(Не публикуется)
(Пример: www.qli.ru)
Сообщение