плагиатЕжедневно люди слушают музыку разных стилей и направлений. У каждого есть свой кумир, которому он отдаёт предпочтение, но, к сожалению, не все знают, что их любимчики иногда воруют мелодии у своих коллег. Ими могут быть как зарубежные, так и отечественные  артисты. 

Подобное заимствование музыки называют плагиатом, и свидетельством этому становятся факты, артисты, использующие чужие аранжировки, и критики, гоняющиеся за бессовестными воришками.
Так, что же такое плагиат в музыке —  случайность или закономерность?

Против фактов, как известно, не пойдёшь. Они могут, как возвышать, так и опускать артиста, а находят их обычные люди, у которых поверьте, есть слух. Например, когда в 2010 году на сцене «Новой Волны» в Юрмале Лариса Долина объявила о новой песне, все ожидали какого-то шедевра. Певица действительно сумела  удивить  публику, но не своим  хитом, а всего лишь уже знакомой композицией, которую поклонники Маши Распутиной давно знали. Называлась она «Мосты».

Маша РаспутинаЛариса Долина

Поэтому для них было полной неожиданностью услышать её в устах джазовой артистки, которая даже не удосужилась изменить не то, что аранжировку, но и сам текст. Вот это называется плагиатом чистейшей воды.
Проявил себя в искусстве плагиаторства и небезызвестный поп-король отечественной эстрады Филипп Киркоров, который в 2009 году получил премию «Золотой граммофон» за песню «Просто подари», несмотря на то, что изменил в ней всего одно слово.
Возможно, многие помнят композицию «Настя» в исполнении певца, композитора и актёра – Александра Айвазова, которую он спел в 2008 году, т.е. ровно за год до её исполнения Киркоровым. Именно её Филипп  и позаимствовал, если так можно выразиться.

Александр АйвазовФилипп Киркоров

Очень обидно наблюдать за тем, как одни пишут песни, исполняют их, а другие, переделав всего одно слово, получают награды. Впрочем, в творчестве  Филиппа встречается  много композиций, где, если текст абсолютно другой, то аранжировка  всё равно практически остаётся неизменной. Среди них можно выделить такие  как: «Дива», «Здравствуй, я твоя мышка», «А я и не знал». Все эти мелодии  были заимствованы у разных исполнителей:  израильской певицы Даны Интернэшнел, американской рок-группы —  «The Doors» и вокальной поп-группы из Ирландии — «Westlife».

Дана ИнтернэшнелThe DoorsWestlife

Когда артисты используют чужую музыку,  изменяя слова, это называется  менее выраженным плагиатом. Например, так было у российской певицы Яны, которая решила позаимствовать аранжировку  для своей песни «Голубь» у американской рок-группы «No doubt», солисткой которой была Гвен Стефани. Вероятно, многие помнят одну из самых известных композиций вокального коллектива «Don’t speak». Так вот, если прослушать две эти мелодии, можно найти много общего.
Самым популярным плагиатором считается Потап, который музыку   на такие популярные песни, как: «В натуре», «У нас на районе», «Почему молчишь» брал у зарубежных исполнителей. Известный охотник за плагиаторами и, по совместительству, радиоведущий – Игорь Кокс, ничему не удивляется, ведь уверен, что каждый рэп-исполнитель ворует чужие песни безо всякого стеснения. Как говорится, натура у них такая. Кстати,к ним относятся и так называемые «электронщики», работающие в ночных клубах.
Одним из них является некий «мужчина-зомби» из Британии который,  не обращая  внимания на российскую эстраду,  очень «интеллигентно» забрал аранжировку у бывшей фабрикантки Ирины Дубцовой к песне «О нём». Правда, посвятить её  он решил не певице, а некой Наталье. Да, лондонские тусовщики поражают своей культурой! Мало того, что забрали чужую мелодию, так ещё и подарили  её девушке с другим именем.

Ирина Дубцова

Аранжировками   зарубежных артистов пользуется и Жанна Фриске. Так, её песня «Ла, ла» напоминает композицию «Help me Dr.Dick», популярного немецкого дуэта «E-rotic».
Солистки  женской группы «Серебро», занявшие  3 место на «Евровидении 2007» с песней «Song № 1», тоже любят переделывать аранжировки, а делают они это под руководством своего продюсера Максима Фадеева. Так, мелодия на  небезызвестную песню «Song №1» была заимствована у американской певицы Бритни Спирс. За столь удачную переделку группа получила премию от телевизионной программы «Серебряная колоша 2007»  в номинации  «На композиторе шапка горит».

Бритни СпирсСеребро

Оказывается, в музыкальном плагиате тоже есть свой стиль, и его законодателем, считается, по мнению Игоря Кокса, молодая группа «Ранетки». Как известно, солистки этого музыкального коллектива для создания своих песен использовали мелодии американской панк-рок группы «The Offspring» и британской «The Rolling Stones».  Впрочем, если  экс-участница «Ранеток» – Лера Козлова, не отрицает этот факт, то другие девушки  считают, что разница в песнях есть, причём довольно немаленькая. Они уверены: «Если кому-то хочется придраться к  творчеству, он это сделает».
Кстати говоря, о бывшей участнице «Ранеток» — Лере, она, как известно, тоже  в своём сольном творчестве использует плагиат, правда, не столь очевидный. Например, её песня «Было или не было» напоминает одну из композиций американской певицы Кристины Агилеры.
Довольно интересный плагиаторский ход был замечен у  группы  «Гости из будущего», которая используя аранжировку песни  «Indica», музыкального коллектива «Pink Bomb» для своей композиции «Ты где-то» фактически влилась во вступление этой песни.
Певица Марина Максимова, более известная  поклонникам как «Максим», тоже использует плагиат в своём творчестве. Так, мелодия её композиции «Лучшая ночь» подозрительно похожа на  аранжировку песни «Lady in Red» ирландского композитора и музыканта Криса Де Бурга.  Впрочем, не все поклонники певицы так считают. Некоторые уверены, что ритмический ряд абсолютно разный. Возможно, сходство  есть, но мелодия при этом совершенно самодостаточная, передающая  свою атмосферу, т.е. по сути, в каждой аранжировке есть что-то своё, а вот Игорь Кокс другого мнения. Он считает, что в этих двух композициях есть много общего – они очень похожи по ритмике, барабанам, настроению, и в целом аранжировке.

Максим
Примадонна отечественной эстрады тоже использует чужие мелодии. Так, всем известная песня «Бессонница» роднится с мелодией группы The Beatles – «Eleanor rigby».
У Кристины Орбакайте есть песня под названием «Ты вернешься».  Так вот она очень сильно напоминает  композицию «Calling» в исполнении британской певицы Джери Холлиуэлл, которую, кстати,  некоторые обвиняют в плагиате, считая, что её мелодия является полной копией  аранжировки песни Алсу —  «Свет в твоём окне. Вот так вот артисты могут забирать мелодии друг у друга безо всякого  зазрения совести.

АлсуДжерри ХоллиуэлКристина Орбакайте

Непростая ситуация сложилась и с группой «Стрелки», которые позаимствовали мелодию для своей песни «Прости, прощай» у египетского певца и композитора – Амбр Диаб. Но на этом история с плагиатом не закончилась. Так, Авраам Руссо тоже использовал похожую аранжировку, а песня его называлась «Далеко-далёко», но понять, кто на этот раз забрал друг у друга мелодию, очень сложно. Ведь и  песня «Прости, прощай» и композиция  «Далеко, далёко» вышла в 2002 году.
Таким образом, наши отечественные артисты копируют мелодии не только у зарубежных исполнителей, но и, как говорится, у своих. Подобных примеров очень много :  Наташа Королева —  у Аллы Пугачёвой,  певица Максим —  у Анжелики Варум, Николай Басков —  у Жанны Фриске, группа «Город 312» —   у Жасмин, Анита Цой —  у Ираклия, Григорий Лепс — у группы «КГБ», Олег Газманов —  у Софии Ротару, и это ещё далеко не конец списка.
Полной неожиданностью для многих вероятно станет то, что известный российский музыкант Игорь Корнелюк тоже не проходит мимо чужих музыкальных произведений. Так, одна из его самых известных мелодий к сериалу «Мастер и Маргарита», а называется она «Бал у сатаны», была позаимствована у джазового музыканта, композитора и аранжировщика Сергея Курехина. Впрочем, автор бессмертной композиции «Город которого нет» сумел добавить ей нового звучания.
Как говорил Игорь Кокс в рамках программы «Синхронное пение»:  «Если украденная песня передаёт настроение, становится не так обидно, и её вполне можно слушать».
Однако есть примеры плагиаторства и со стороны зарубежных артистов. Так, немецкому певцу, актёру и композитору Томасу Андерсу, видимо, так понравились мелодии Константина Меладзе, что он решил воспользоваться одной из них. Ею оказалась композиция «Сто шагов назад», которую Костя написал для своего брата Валерия Меладзе  и группы «Виа Гра». Правда, аранжировка Томаса получилась более зажигательной, чем у Константина, но мелодия от этого, увы, не так сильно изменилась, и услышать  что-то общее, поверьте, можно.

Музыкальный  плагиат —   довольно сложное явление, которое Игорь Кокс объясняет очень просто: в музыке всего 7 нот. Яна Рудковская добавляет: «Каждое музыкальное произведение  на что-то похоже.» Ну а  звёзды отечественной эстрады, среди которых есть певица Бьянка, группа «Город 312», Влад Топалов, говорят: «Сегодня уже написано столько музыки, что создать что-то кардинально новое очень сложно». Но между тем артисты уверены, что плагиат в музыке по большей части является не умышленным, ведь песни чаще всего пишутся по наитию, а  многие исполнители, написав «хит», даже не знают, что когда-то эта мелодия уже звучала, поэтому подобное явление  очень сложно назвать плагиатом. Чаще всего воровство применимо к тем артистам, которые зная, что данное музыкальное произведение не является плодом их усилий,  утверждают обратное. Творчество Филиппа Киркорова тоже непросто  назвать плагиатом, ведь он чаще всего просто покупает песни, а не выдаёт чужие мелодии  за свои.
К тому же, в нашем мире существуют композиторы, обрабатывающие аранжировки довольно умело. Среди них выделяется один из старейших работников культуры, а значит, человек более профессиональный,– Игорь Матвиенко, под руководством которого находятся такие музыкальные коллективы как: «Фабрика» и «Корни». Для них он написал много песен, используя мелодии  зарубежных звёзд эстрады. Например, немецкого, англоязычного дуэта  «Modern Talking» и  американского  рок-вокалиста Игги Попа.

ФабрикаКорни

Об искусстве плагиаторства и в целом о песнях рассуждала  в 2008 году певица Валерия со своим супругом  Иосифом Пригожиным, находясь в эфире российской радиостанции «Авторадио». Явление плагиата она объясняет непростой ситуацией, сложившейся на фирме Грамзаписи, которая сейчас терпит убытки. Именно поэтому на творчество остаётся не так много времени.  Валерия и сама неоднократно сталкивалась с чем-то подобным,  когда однажды один из авторов прислал  ей композицию, состоящую, по сути,  из мелодий Кристины Агилеры, Дженнифер Лопес и Бритни Спирс,  получилась такая чистая компиляция.
Для того, чтобы не возникало подобных  неприятных моментов, нужно  много работать, самосовершенствоваться и находиться в постоянном творческом поиске. Например, артистка очень  уважает братьев Меладзе, которые уже не один год работают в одном тандеме и радуют поклонников своими новыми песнями.
Ну а небезызвестный нам радиоведущий Игорь Кокс в рамках телеканала «RuTv» пожелал артистам создавать  что-то стоящее, не используя чужих гармоний, нот, сэмплов и текстов.

плагиат

Плагиат и оригинал: А есть ли разница? Слушаем!


При составлении небольшого музыкального рейтинга плагиата и  оригинальных песен была использована телевизионная программа «Серебряная калоша».

Анна Кондратьева

 


Комментарии

6 комментариев к “Плагиат в музыке, что это – случайность или закономерность?”

светик

отличная статья, а особенно «нонстопчик» композиций. если честно, не знала, что столько ворованных песен. а то, что у лепса с кгб песня один в один по мелодии меня вообще в ступор ввело. так люблю эту песню лепса, а он…спасибо, что просвещаете. кстати, голос, который комментирует, ваш?

Опубликованно: 14 июня 2011 в 8:47

Анна Кондратьева

Спасибо Светлана за такие замечательные комментарии, я действительно долго работала над этим материалом. Отвечаю на ваш вопрос — да голос комментатора, или как говорят на радио диджея действительно мой, собственно как и монтаж песен.

Опубликованно: 14 июня 2011 в 14:43

светик

голос у вас хороший. по крайней мере ди-джей, как мне кажется, из вас мог бы получиться. удачи!

Опубликованно: 15 июня 2011 в 22:52

Анна Кондратьева

Спасибо!

Опубликованно: 15 июня 2011 в 23:28

Алена

Что за бред, что Н.Басков украл мелодию для песни «Натуральный блондин» у Ж.Фриске. Ему написали песню Брейтбург-Сашин, он её у них купил. Все претензии к авторам.Так что, не надо обвинять певцов!К тому же у «Блондина» абсолютно нет никакого сходства с песней в исп.Жанны…Кстати, произведение Свиридова похоже на романс Не уходи, побудь со мной(музыка Н.Зубова).

Опубликованно: 12 августа 2011 в 5:30

Анна Кондратьева - Алёне

Спасибо, я учту Ваше мнение.
С уважением, Анна Кондратьева

Опубликованно: 12 августа 2011 в 23:04

Комментировать

 
(Не публикуется)
(Пример: www.qli.ru)
Сообщение