Личный номерНовый отечественный блокбастер про опять же новой формации героя   майора ФСБ Смолина  начинается весьма нетривиальными титрами: «Компания «Сибнефть» представляет». Но это только начало: вообще фильм, и это по всему видно, не тривиальный.

Он об очень многом. О Родине, о долге, о патриотизме, о ФСБ (что немаловажно; кстати, фильм снят по заказу правительства РФ), о том, что «любимый город может спать спокойно». Но может и не проснуться.

Вкратце: объявившие «священную войну» цивилизации террористы из «Ансар Аллах» готовят акцию, которая должна превратить Вечный город Рим в вечно мертвый город (для этого они похищают запаянный цилиндр с отработанным ураном, планируя с высоты распылить его при взрыве), а заодно   сорвать Саммит «большой восьмёрки», который должен пройти в Риме. Но до этого они проводят крупнейший теракт в Москве, захватив 2000 заложников, большинство из которых дети, в цирке (параллели с Норд-Остом и Бесланом). И агент ФСБ, которого террористы похитили в Чечне и дискредитировали, заставив под пытками признаться на видеокамеру, что это он и его люди взорвали дома в Буйнакске, Москве и Волгодонске, восстанавливает своё реноме и спасает свою дочь, попавшую в заложницы, а заодно и весь мир от трагедии.

«Личный номер» —    это русский экшн, а значит,   голливудские технологии, роскошный бюджет (7 млн долларов), виртуозные трюки и стремление наполнить эффектное зрелище пафосной идеей. Авторы фильма (сценарий Юрия Сагайдака, Евгения Лаврентьева, режиссёр   Евгений Лаврентьев («Афера», «Мечтать не вредно») всерьёз решили создать образ национального героя. И, как заявляют авторы фильма (для достоверности и опять же пущей нетривиальности), у главного персонажа есть прототип —   кадровый офицер спецназа Алексей Галкин.

Но если начало истории ещё можно связать с судьбой реального человека, то дальше события начинают развиваться совершенно фантастическим образом. Русского супермена зовут майор Смолин (актёр Алексей Макаров). Сильный, мужественный и неуязвимый, он не просто защитник Отечества, а спаситель всего цивилизованного мира от международного терроризма. Не могу не заметить, что это   первая отечественная картина, где мужественный, но скромный герой спасает весь мир по типу и подобию Брюса Уиллиса. И точно так же: то со слезами на глазах, а то   с шуткой-прибауткой, что только добавляет ему мужественного шарму.

Умениям Смолина нельзя не позавидовать! Брюс Уиллис и Джеймс Бонд, а так же   Джейсон Борн нервно курят в сторонке. Не каждый майор   даже ФСБ   сможет посадить поврежденный «ИЛ-76» на недостроенную посадочную полосу в заброшенном белорусском аэропорту. А перед тем, как его приземлить, он во время взлёта самолёта проникает в него и летит минут сорок как минимум практически за бортом. И это на высоте 10 тысяч метров. После того, как среди террористов в салоне происходит свара и один из них, перестреляв остальных, схватив парашют, открывает входной шлюз, чтобы прыгнуть, тут-то наш герой и попадает внутрь лайнера. Завязывается мордобой. Я бы сказала «банальный», если бы все это происходило не на огромной высоте при открытом люке, когда, по идее их обоих должно было вынести из самолёта тягой   элементарные законы аэродинамики.

Но в общем, понятно же, что это   кино, и более того,  блокбастер, где настоящие герои всегда остаются живыми, —    это их ремесло. Как в нормальном боевике, авторы легко жертвуют правдоподобием во имя динамичности и напряженности действия. Любой зритель знает, что в таком кино герой спасает человечество в самую последнюю секунду. Любой понимает, что такая концентрация катастроф на каждый эпизод фильма в реальности была бы чрезмерной. Поэтому заложники присутствуют в фильме схематично   как данность, обозначение всем очевидного бедствия, но не более. На уровне штампа обозначена и «сладкая жизнь» воротил террористического бизнеса на их роскошных виллах с неземными красотками.

Фильм идеологичен, я бы сказала   политизирован. Но факты подогнаны как надо, а не как есть. Есть враг —    террористы, некая организация «Ансар Аллах», умные и жестокие злодеи. Этот враг не отождествлен ни с какой нацией: среди чеченских персонажей фильма есть положительные, в такой же мере способные на героизм и самоотреченность. Я бы даже сказала, что Зло в этом фильме несколько мозаичное: это и арабские террористы, это и чеченские террористы (которых просто подставили арабы, обманув) и некий господин-миллионер Покровский, эмигрировавший в Лондон, но жаждущий вернуться в Россию на белом коне, а поэтому принявший участие в этой бесчеловечной акции (опять же попытка провести прямую ассоциацию с Березовским; особенно когда в фильме педалируется тема видеокассеты с признанием майора о его причастности к взрыву. Как тут не вспомнить нашумевший на весь мир фильм про взрыв, якобы ФСБшниками, домов на Каширском шоссе, к которому Березовский, говорят, имел отношение).

Ситуация в Чечне   за кадром ленты, но в событиях фильма принимают участие журналисты. Причем ясно обозначено противостояние западных концепций чеченской войны и реальности, которая эти концепции опрокинет перед лицом честной американской журналистки Кэтрин Стоун (английская актриса Луиз Ломбард). Россия рассматривается не просто как участник всемирной борьбы с террором, но и как участник ключевой: она в данном случае средоточие событий, на её спецслужбы ложится главная миссия, к ней прикованы все взгляды, с ней готовы сотрудничать спецслужбы цивилизованных стран, её герой вызывает восхищение, русским спецслужбам аплодируют в фильме американские коллеги, восхищаясь тем, как русские разбомбили в пустыне логово террористов.

Словом, на мой личный взгляд, фильм этот о том, как мы могли бы сделать в реальности, когда совершались все эти ужасные теракты, если бы смогли. Нам в картине показали мощь и профессионализм спецслужб, которые могут всё. Даже невозможное. А то, что в реальности получается всё не так, то… Бывает, что тут поделать?.. Этакое изживание комплекса неполноценности практически по Фрейду. Тут главное себе доказать, что ты мог бы, если захотел. Только всё это смахивает на то, что данной кинолентой нас пытаются убедить: все инсинуации о терактах и причастности к ним спецслужб (вспомните фильм Березовского, который в России не показывали   этакий «наш ответ ему») не имеют никаких оснований. Сами же теракты   вполне предотвратимы. Спите спокойно.

Но. Красочное раскрытие темы захвата заложников и вообще терроризма кажется настолько неуместной (если не сказать   кощунственной), что хочется посмотреть в глаза сметливому продюсеру. Кажется, на волне трагедий в стране пытаются ковать идеологическое киножелезо. Пока горячо, пока боль в сердцах сотен и сотен людей жива. Я так увидела «Личный номер».


Скавронская  Екатерина


Комментарии

Комментировать

 
(Не публикуется)
(Пример: www.qli.ru)
Сообщение