600.jpgПонятие «Женский автомобиль» буквально за последний год претерпело серьёзные изменения — теперь это не раскрашенная в яркие цвета городская малолитражка, а скорее внедорожник с высокой посадкой и мощным двигателем или вовсе универсал. Дамские интересы смещаются от дизайна в сторону большего функционала: автодилеры в недоумении.

Большинство автомобилей относится к категории унисекс – их в равной степени любят представители обеих половин человечества. Примером тому служат нейтральные с точки зрения восприятия Mazda 3 или Mazda 6, Toyota Avensis, Mitsubishi Lancer или Nissan Almera. Но есть модели, которые либо изначально ориентированы на женскую аудиторию, либо по каким-то объективным или субъективным причинам выбираются преимущественно дамами.

Яркие малыши и высокие проходимцы

Обладая небольшими габаритами, ярким дизайном, маневренностью, малолитражки, казалось бы, олицетворяют собой мечту ценящей удобство и стиль горожанки. На них легко припарковаться там, где более крупному авто не найдется места, на них удобно заезжать в гараж. А минимальные затраты на бензин делают малолитражки привлекательными и для мужчин. «Малышкам» прощают даже такие недостатки, как невысокая динамичность, неудобные задние сиденья, низкий клиренс и небольшой багажник.

600-1.jpgК числу самых ярких и заметных любимиц дамской аудитории можно отнести Nissan Micra, Citroen C2, Hyundai Getz, Peugeot 1007, Peugeot 207, Skoda Fabia, Mitsubishi Colt, Ford Fiesta, Chevrolet Aveo, Fiat Punto, Volkswagen Polo, Renault Twingo, Toyota Yaris. Для городских условий эти машины подходят как нельзя лучше.

Именно из соображений безопасности многие представительницы слабого пола все чаще отказываются от автомобилей категории А в пользу более габаритной техники.

С недавних пор к категории женских стали относить ряд легких внедорожников. Ярчайший представитель этого класса – Toyota RAV4. Сегодня на дорогах ездит уже третье поколение японского бестселлера, и каждый из его предшественников (начиная от первого, прозванного за неказистый дизайн «лягушонком») имел репутацию дамского автомобиля. Немного отстает от этого любимчика женщин Suzuki Grand Vitara, имеющий перед RAV4 существенное преимущество – меньшую угоняемость. Кстати Vitara – не единственный внедорожник от Suzuki: его младший брат Suzuki Jimny – стопроцентное попадание в сердце автоледи. Это настоящий внедорожник с присущей классу атрибутикой, а его небольшие габариты сохраняют все преимущества «малышек». Кроме того, это самый малобюджетный на сегодня вариант японского внедорожника.

В категорию женских попали также Honda CRV, Honda HRV и лидер продаж легких SUV 2006 года – Hyundai Tucson. Последний, по оценкам автолюбителей и специалистов, представляет собой лучшее сочетание цена – качество и при этом обладает двигателем 2,7 л (в то время как, к примеру, RAV4 – исключительно 2 л, а остальные – максимум – 2,5 л при значительно более высокой цене).

600-2.jpgОтвет на вопрос, почему дамы увлеклись внедорожниками, лежит сразу в двух плоскостях – рациональной и эмоциональной. С рациональной точки зрения – это высокий клиренс, возможность проехать и припарковаться там, где малыш спасует, хорошая проходимость (не самая приятная ситуация, когда легковушка безнадежно вязнет даже на легком бездорожье). Эмоциональные причины – уверенность, которую дает высокая посадка, ощущение защищенности (машина большая, заметная), чувство самоуважения и даже где-то тщеславия. Важно, что поведение машин этого класса на городских дорогах практически как у легковых и приобретать какие-то особые навыки вождения дамам не нужно.

Загадочные гибриды

Это смесь легковушки и паркетника. От последнего они берут высокую посадку и внешние черты, от малолитражек – экономичность и маневренность – своего рода фьюжн (от англ. – смесь). Самый яркий представитель этого типа – Ford Fusion. Автомобиль очень популярен в России: за 2006 год прирост продаж Fusion составил 143%. И его аудитория – преимущественно молодые женщины. В Европе, кстати, среди дам получил очень широкое признание Suzuki Ignis, внешне похожий на Fusion.

Эксперты прогнозируют, что такого рода гибриды в скором времени начнут выпускать многие производители. Прошлогодний взлет Fusion – хорошее подтверждение перспективности формата. Его успех у автолюбительниц во многом объясняется психологическими мотивами: гибриды выбирают те, кто симпатизирует такой стилистике, но не может позволить себе покупку внедорожника.

Элегантные премьеры

600-3.jpgСоответствовать статусу и имиджу успешных и деловых леди помогают респектабельные Audi A3 и Audi A4, Mercedes CLS, купе BMW 3-й серии, Mini Cooper. Лидер «женского» рейтинга среди премиум-внедорожников – BMW X5, за ним следует Mercedes М-класса. Кстати, хотя продукция Nissan, строго говоря, не относится к классу премиум, однако его внедорожник Nissan Murano своей ценой и потребительскими качествами приближается к данной категории. Если бы в России проводились столь популярные на Западе голосования за звание самого «эротичного внедорожника», дамы, без сомнения, отдали бы свой голос этому яркому и самобытному детищу дизайнеров и конструкторов из Nissan.

Кстати, вопреки расхожему мнению, что богатая женщина просто обязана млеть от кабриолета или роадстера, особой любви к этому классу автомобилей наши дамы не проявляют. И дело не только в особенностях климата, при котором пользоваться этой дорогой игрушкой можно максимум 4–5 месяцев в году. Открытые автомобили автоледи считают непрактичными (представляете, что будет с кипельно-белым костюмом от Армани после длительной прогулки по столичным магистралям) и небезопасными (а ведь именно защищенность – одно из главных требований женщины к ее автомобилю).

Быстрые спортсмены

В хит-параде привязанностей любящих быструю езду обеспеченных россиянок лидирует Audi TT – яркий, запоминающийся автомобиль, спутать который невозможно ни с одним другим спорткаром. Магически для женского слуха звучат и названия Porsche и Jaguar. Впрочем, это скорее автомобили для богатых жен и звезд шоу-бизнеса – одно небрежно брошенное извинение за опоздание по причине долгого поиска места для парковки своего «Порше» или «Ягуара» в этой среде дорогого стоят.

Формула идеального автомобиля

При всей непохожести марок и моделей все же можно с большой долей условности вывести для дам формулу идеального средства передвижения.

Компактные малолитражки по-прежнему в моде

Павел Громов,
директор по продажам группы компаний Block

Общее количество покупаемых у нас женщинами автомобилей с объемом двигателя 2 и более литров, действительно, растет. Однако показатель таких авто в общем объеме продаж меняется незначительно.

Так, например, за последние два месяца 2006 года доля автомобилей Hyundai Getz, проданных в наших салонах женщинам, составила 48%, Accent – 14%, Tucson – 16%, SantaFe – 5%. Для сравнения: за ноябрь–декабрь 2005 года: доля Getz составила 48%, Accent – 10%, Tucson – 19%, SantaFe – 3%.

Схожая ситуация и по другим автомобильным брендам. Трудно припомнить хотя бы один Pajero или даже Galant, проданный женщине. Несмотря на сохраняющиеся пока еще очереди, дамы предпочитают покупать Mazda 3, хотя Mazda 6 в большинстве случаев можно получить уже в день обращения в салон.

Почему же складывается стойкое ощущение, что женщины все чаще выбирают серьезные «мужские» машины? Причин тому, на наш взгляд, две. Во-первых, стремительный рост числа женщин за рулем. И во-вторых, чистая психология: вы запоминаете то, что произвело на вас наиболее сильное впечатление. А как не обратить внимания на даму за рулем Explorer, например?

Кроме того, как показывает наша практика, автомобили, покупаемые сегодня женщинами, – это часто вторые машины в семье. И тут при выборе речь идет уже не столько о личных вкусах и пристрастиях женщины, сколько об интересах семьи. Именно поэтому иногда этими вторыми становятся авто типа Hyundai SantaFe, Tucson, Mitsubishi Outlander, Toyota RAV4, Suzuki GrandVitara и даже Lexus RX300.

Однако все вышеперечисленное вовсе не говорит о том, что женщины готовы полностью отказаться от компактных малолитражек

1. Прежде всего (мужчины уже могут начинать смеяться) он должен быть красивым. Кстати, иногда стремление девушек к красоте заглушает голос здравого смысла. Пример тому – Mini (на одном из автомобильных форумов его назвали «конфеткой с хромированными окантовками-ресничками»). При этом за обольстительно наивной внешностью скрывается довольно жесткий автомобиль с повадками спортивного карта: руль тугой, подвеска откликается на каждую неровность, а в багажник можно положить разве что зонтик.

2. Цвет кузова – яркий (при этом, вопреки стереотипу, далеко не все дамы спят и видят себя за рулем красного авто).

3. Он должен быть легким в управлении (под этим, как правило, подразумевается автоматическая коробка передач и хороший усилитель руля).

4. Безопасность – природный инстинкт сохранения себя и своего потомства диктуют автоледи сделать выбор в пользу более надежного авто. Именно стремление почувствовать себя защищенной причисляет все больше девушек в ряды поклонниц внедорожников.

5. Удобный багажник и наличие дополнительных крючков и отделений для сумочки, мобильника и покупок.

6. Хорошая обзорность и короткие свесы спереди и сзади (для удобства парковки).

7. Простота в обслуживании (надежность агрегатов, немаркие отделочные материалы, без усилий открывающиеся капот и багажник, возможность легко залить жидкость для омывания лобового стекла).

Маркетинг на колесах

Еще в 50-х годах, когда в США автомобиль для американской домохозяйки стал тем же, чем была для ее бабушки металлическая кухонная плита, автомобильные компании стали разрабатывать свою политику с учетом женского мнения и потребностей. Благодаря чему получили широкое распространение пикапы, а позднее – минивэны, поскольку именно женщинам эти машины больше всего подходили для поездок по хозяйству.

Сегодня ведущие автопроизводители мира работают над различными приспособлениями, помогающими сделать автомобиль еще более удобным, и не только для мужчин. Например, Ford представил электроприводную регулировку педалей, которая избавляет невысоких женщин от необходимости придвигать сиденье вплотную к рулю. Такие регулировки были и раньше, но только механические. Теперь появилась возможность сделать это простым нажатием кнопки. Ответом на потребность женщины в уюте стало использование в дизайне салона различных «фенечек и примочек». К примеру, несколько лет назад компания Lancia и журнал Cosmopolitan выпустили в свет новую модель, которая называлась по имени журнала. Главные изменения (предварительно согласованные с читательницами) произошли внутри: в интерьере появилось множество дополнительных кармашков, бардачков, были добавлены зеркала, из технических новинок – ABS. В дамских авто применяются специальные материалы для отделки салона (в Renault Twigo, например, он плюшевый), а также неожиданные цветовые решения для водительских панелей (можно выбрать Ford Fusion с красными, синими и прочими панелями).

Цветовая палитра на «маленькие» автомобили практически у всех производителей отличается от остального модельного ряда. Здесь преобладают яркие цвета – цыплячий желтый, апельсиновый оранжевый, небесный голубой, насыщенный сиреневый и т. д. Это правило срабатывает даже применительно к премиум-сегменту: хотя оранжевый или ярко-зеленый цвет уместен, наверное, только для Audi-«трешки».

Производители хорошо знают каналы, по которым информация дойдет до потенциальных клиенток. Если главными средствами воздействия на мужчин традиционно считается автомобильная пресса, а сегодня еще и интернет, то в случае с противоположным полом это либо не срабатывает, либо не дает должного результата. Важным «поставщиком» информации о новинках модельного ряда и специальных предложениях для женщин служат глянцевые журналы. Отличное качество печати, соседство со сплошным гламуром (от элитного парфюма до дизайнерской одежды) делают автомобиль еще более привлекательным. А продвижение определенного авто в рубрике типа «Выбор журнала ХХХ», по мнению маркетологов, существенно влияет на рост продаж. Авторитет издания, который не без успеха учит наносить макияж, подбирать аксессуары и завоевывать сердца мужчин, для большинства современных леди непререкаем.

Активно агитирует и телевизионная реклама с женщинами в роли владелиц автомобиля. Вспомним ролики Ford Fusion («такой высокий, такой компактный») или Huyndai Tucson (его хозяйка предпочла банальной автомойке «услуги» слона).

Автоледи говорят «нет»

Когда в редакции одного из отечественных автомобильных изданий провели опрос среди коллег прекрасного пола, а также родственниц творческого коллектива на тему «Какой автомобиль вы бы хотели получить в качестве подарка», получилась любопытная картина.

Ни под каким предлогом девушки не хотели получить «советский / российский автомобиль» (самые распространенные объяснения: «этот вариант вообще не рассматривается», «такое можно купить либо по приколу, либо мстя за что-то», «он ненадежный»).

Машина подчеркивает статус владелицы

Сергей Курцев,
руководитель отдела маркетинга и рекламы автомобильного холдинга Major

Доля продаж, приходящаяся на женщин, практически стабильна и составляет 20–21%, при этом в 2006 году специалисты Major отмечают двукратное увеличение этого показателя по сравнению с 2005-м, то есть прекрасный пол не просто «успевает» за ростом рынка, но и опережает его.

В последнее время наблюдается тенденция изменения женских предпочтений в сторону автомобилей достаточно высокого класса, больших по габаритам и по мощности. Согласно опыту продаж холдинга Major, все чаще дамы пересаживаются с Ford Focus, Nissan Almera, Audi A3 на Ford Mondeo, Honda Accord, Mazda 6, Audi A4.

В значительной степени вырос спрос на популярные люксовые внедорожники, например, Land Rover Discovery 3, Mercedes ML. И даже в классе «паркетников» женщины зачастую делают выбор не в пользу традиционно популярных RAV4 и Nissan X-Trail, а в отношении таких «серьезных» моделей, как Honda CR-V и Jeep Compass.

Не так давно у нас появилась особая категория клиентов – бизнес-леди, предпочитающие Mercedes E-klasse, Audi A6, Chrysler 300 C для езды с водителем.

Такие качественные сдвиги в спросе на автомобили среди женщин наши эксперты объясняют присущим многим женщинам представлением о том, что автомобиль должен быть заметным и красивым, и – главное – не маленьким, подтверждающим возросшие финансовые возможности. Для женщины автомобиль, впрочем, как и для мужчин, – это не просто средство передвижения, это декларация независимости и статуса.

Важно отметить, что общий стаж многих женщин-водителей на сегодняшний день составляет в среднем 2–3 года, а именно через такой период начинаешь чувствовать себя за рулем уверенно, что позволяет водить авто любых габаритов

Много противниц нашлось у ближневосточных и азиатских автомобилей (самое большое неприятие вызвали малолитражки). Как ни странно, в опалу попала Daewoo Nexia, которая для многих соотечественниц лет 10 назад стала первой иномаркой (мотивация – «машина для пенсионеров», «немодная»).

Не по душе участницам опроса пришлась и Chevrolet Niva (по причине «безликости», «ненадежности», более того, совместное детище отечественных и американских производителей не ассоциировалось у девушек с внедорожником).

Не видели опрашиваемые девушки себя за рулем и представительских лимузинов Mercedes («слишком официальная машина», «неинтересная», «только если с водителем»), Volvo («слишком бизнесменский автомобиль» «машина для чиновников», «неженский вариант»), Hummer, Chevrolet Tahoe, Gelendwagen («зачем мне машина, на фоне которой я потеряюсь», «я ее никогда не почувствую»).

Машины не делятся по половым признакам

Ольга Михеева,
директор по маркетингу и рекламе компании Genser

Понятие «женский автомобиль» скорее всего придумано мужчинами, уверенными в том, что машина для представительниц слабого пола нужна исключительно как средство передвижения от салона красоты до торговой галереи. Это мнение настолько распространено и общепризнано, что многие женщины также уверились в том, что машины делятся на «мужские» и «женские».

До последнего времени женщинами «полагались» компактные автомобили малого городского класса. Производители учитывали эту популярную точку зрения и стремились внести в облик маленьких хэтчбеков особенности, подчеркивающие их «женскую» принадлежность. Пожалуй, наиболее ярко типично «женские» черты выражены в Nissan Micra: мягкие округлые линии кузова, «глазастые» фары и элементы интерьера прямо говорят – за рулем должна быть женщина.

Однако среди женщин растут ряды несогласных с классификацией автомобилей по половому признаку. Они уверены в том, что выбор автомобиля прежде всего определяется его функциональными особенностями.

Конечно, малый городской класс остается весьма популярным: компактные автомобили удобны в пробках, их габариты облегчают парковку, они экономичны и неприхотливы, а их цена такова, что современная женщина с приличной зарплатой вполне может себе позволить такую покупку.

Между тем женщины всегда были и остаются неравнодушными к большим автомобилям, в которых привлекают солидные габариты, высокая посадка водителя, возможность легко преодолевать разбитые российские дороги. Поэтому они часто останавливают свой выбор на паркетных внедорожниках. Особенной популярностью у женщин пользуются Nissan X-trail и Nissan Murano. Интересно, что среди владельцев самой «мужской» марки – Hummer – немало женщин. Больше всего им по душе Hummer H3.

С каждым годом растет и доля женщин, выбирающих автомобили D-класса, бизнес- и премиум-класса. Как правило, это успешные представительницы лучшей половины человечества, подчеркивающие свой высокий статус соответствующим автомобилем. Они отдают предпочтение автомобилям, которые при своей солидности и немалых габаритах тем не менее отличаются изящными формами. Прежде всего это Nissan Primera, Saab 9-3, Cadillac BLS и Infiniti M. С большим интересом женщины ждут появления нового спортивного седана Infiniti G.

Если говорить о российских особенностях женского выбора автомобиля, то по сравнению со странами Европы у нас пока не пользуются особой популярностью типично семейные машины – компакт и минивэны, из чего можно сделать вывод, что женщина прежде всего выбирает машину под себя. И этот выбор обусловлен функциональными возможностями, особенностями дизайна и статусом класса и марки – вне зависимости от того, единственный ли это автомобиль в семье или находится исключительно в личном распоряжении владелицы

Но больше всего упреков сыпалось в адрес минивэнов, универсалов и пикапов. Для россиянок – это машины «слишком хозяйственные», «они скорее для дела, нежели для души и радости». На одном из форумов прозвучала мысль: «В женском понимании от универсалов и иже с ними веет безысходной обреченностью: комплект детей, слюнявая собака, муж с пивным животом, свекровь, дача, рассада… Засада». Стопроцентное попадание в психологию российских женщин. И хотя во многих странах «минивагончики» любимы слабым полом, нам пока не дано оценить преимущества этого класса автомобилей. Возможно, с развитием индустрии внутреннего туризма и дорожной инфраструктуры отношение к машинам, в которых можно с комфортом путешествовать всей семьей или выезжать на уик-энды куда-нибудь на Сенежское озеро, изменится. Но произойдет это, вероятно, не скоро.

Татьяна КАЗАКОВА
Эксперт журнала «Sales business/Продажи»

Людмила ЦИБУЛЕВСКАЯ


Комментарии

Один комментарий к “Тайна розового вездехода: почему женщины полюбили машины на высокой подошве”

works

Благодарю за статью! подпишусь на рсс!

Опубликованно: 17 марта 2010 в 5:42

Комментировать

 
(Не публикуется)
(Пример: www.qli.ru)
Сообщение