children-care.jpg– Я не знаю, что делать с ним! Такие ошибки… Просто смешно. Слова переставляет, буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Всё из-за невнимательности. И ругала уже, и наказывала… Учительница говорит – нарушение письма. Перед нами сидит молодая женщина с сыном 8-9 лет. Мальчишка, опустив глаза и шмыгая носом, водит носком ботинка по полу. Его смущенный вид словно бы говорит: «Я не виноват, я стараюсь…»Да, он не виноват, и он действительно старается. Но не может справиться с проблемой, которая свалилась не него.

Вот одна из типичной историй, с которой родители обращаются к доктору педагогических наук, академику, профессору, автору запатентованной здоровьесберегающей и здоровьекорректирующей системы  «Ликбез» Татьяне Владимировне Зотовой. Этому мальчику повезло– учительница быстро разобралась и направила его к специалисту.
— Татьяна Владимировна, что же это такое – нарушения письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребёнку?
— Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка.
Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другой.
Процесс становления чтения и письма сложен. В нём участвуют четыре анализатора:
•    речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
•    речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
•    зрительный, который подбирает соответствующую графему;
•    двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височных областях головного мозга и окончательно формируются на 10-11-м году жизни.
Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.
Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение  письменной речью.
В тех случаях, когда работа какого-то анализатора грубо нарушена (зрение, слух), на помощь приходят сложные системы  обучения, разработанные в дефектологии и успешно применяемые, которые используют компенсаторные возможности других анализаторов.
— Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе?
— Мы не будем рассматривать случаи, когда специфические ошибки возникают в результате снижения интеллектуального развития, различных органических поражений головного мозга.
Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения и задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.
Имеет роль и наследственный фактор, когда ребёнку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребёнок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.
Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится более актуальной.
Так же источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребёнка должна уже сложиться чёткая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.
Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственные  и временные представления.
Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи «мать-ребёнок». Так, ребёнок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.
В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно чёткую артикуляцию. Про них обычно говорят: «Еле языком ворочает…»,– их называют «мямлями». Нечёткая команда от нечёткого артикулирования, да ещё при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечёткие ответные реакции, что влечёт за собой ошибки в чтении и письме.
— Как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, можно распознать нуждающихся в помощи специалистов?
— Учитель – первый человек, который может забить тревогу. Ведь все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребёнка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.
Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребёнка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым подвергая и ребёнка. и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно – и необоснованному.
children-care2.jpg— Каковы же ошибки, которые нас должны насторожить?
— Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют свои ошибки.
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – п; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушениями произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребёнок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.
5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): «За зомом росла мамина»  (За домом росла малина), антиципатии (предвосхощение, упреждение): «Дод небом лолубым» (Под небом голубым).
6. Большой процент ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезёт (везёт).
7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.
Ещё раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.
— Что может сделать учитель, обнаружив такие ошибки в тетради своего ученика, помимо того, что даст рекомендацию обратиться к логопеду?
— Во-первых, при поступлении ребёнка в первый класс на первом же родительском собрании я бы попросила родителей письменно ответить на некоторые вопросы. Причём сделать это желательно дома, хорошо обдумав свои ответы. Это поможет учителю лучше узнать ребёнка, постараться предугадать, где ученик может «споткнуться».
Конечно, анкетирование должно проводиться только добровольно, поэтому учитель должен не просто раздать анкеты, а объяснить важность своей просьбы.
Чтобы убедить родителей в необходимости пойти навстречу, я к заранее отпечатанному сборнику вопросов обязательно прилагаю короткое обращение (помимо того, что на словах объясню необходимость этой процедуры). В нем я убеждаю родителей, что все вопросы я задаю не из любопытства, а исключительно в интересах ребенка, и обязательно уверяю их, что вся информация, которую они мне сообщат, будет строго конфиденциальна.
Как правило, родители в ответ на такое доверительное обращение делают шаг навстречу.
Среди множества вопросов необходимо задать и те, которые помогут вам сразу для себя выделить детей с возможными будущими проблемами в овладении чтением и письмом. Вы можете спросить, когда ребенок начал говорить, как развивалась его речь, были ли проблемы, занимался ли он с логопедом, как заучивает стихи, разговорчив или молчалив, как и где учился читать, какая рука ведущая. Обязательно выясните, есть ли, по мнению родителей, какие-то психологические особенности у ребенка (застенчивость, вспыльчивость, обидчивость и т.п.).
Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.
Проанализировав ответы на вопросы, вы можете взять на заметку детей, у которых могут быть трудности.
Но здесь надо сразу оговориться – ни в коем случае не делайте ранних выводов. Бывает, что дети с речевыми нарушениями могут учиться хорошо, тогда как дети, казалось бы, не имеющие никаких предпосылок, дают яркие проявления дислексии и дисграфии. Короче говоря – недопустимо навешивание на ребёнка «ярлыка». Наблюдать надо осторожно, не травмируя ученика.
К сожалению, на практике часто бывает так, что или логопед, или учитель проявляют ненужные амбиции, не стремятся к взаимодействию, сотрудничеству. Необходимо сразу уяснить: главное — это интересы ребёнка.
На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Наталья Свободина





Ваш ребенок будет всегда окружён заботой, если у него будет внимательная няня. Теперь можно купить радио няню онлайн на babytown.ru и обрести настоящую помощницу.


Комментарии

7 комментариев к “«Я не виноват, я стараюсь»”

Roman

Мотивирующий пост 🙂

Опубликованно: 19 марта 2010 в 16:44

Danil

Чем-то запало в душу и добавил в закладки. Классный пост!

Опубликованно: 22 марта 2010 в 11:13

Инна Демкив

Очень полезный материал,5+. Родители не всегда знают подводные рифы и не всегда внимают советам логопеда. Все хотят ,чтоб у ребенка получилось через 5 минут после 1 занятия.

Опубликованно: 25 мая 2010 в 19:11

Инна

Хорошо бы это и учителя начальных классов понимали,но они ,к сожалению не всегда в теме… И слишком категоричны

Опубликованно: 24 июня 2010 в 11:37

Матвеева Ольга

Эту бы статью отправить на изучения учителям начальных классов! Они порой бывают так невнимательны к детям…

Опубликованно: 17 июля 2010 в 13:47

Инна Демкив

Они просто не в теме

Опубликованно: 12 сентября 2010 в 22:27

Свободина Наталья Генриховна

Здравствуйте, Светлана Лукина!
Я обычно не обращаю внимание, когда из моих статей или книг используют какие-то отрывки. Но Вы взяли полностью мою статью «Я не виноват, я стараюсь», напечатанную в газете «Начальная школа» издательства «Первое сентября» в 1998 году и не изменив ни одного слова выдали ее за слова Татьяны Владимировны Зотовой. А подписали все своим именем. Вы хотя бы посмотрели в интернете, есть ли она там? Или просто взяли и скачали? Я много лет сотрудничала с Татьяной Владимировной и знаю, что она никогда не выдала бы чужой материал за свой. У нее хватает слов и знаний, чтобы не пользоваться чужими работами.
СчитаВаш поступок неэтичным и хотела бы получить объяснения.
Наталья Генриховна Свободина, логопед высшей категории, психолог, Почетный работник общего образования РФ.

Опубликованно: 20 марта 2011 в 22:54

Комментировать

 
(Не публикуется)
(Пример: www.qli.ru)
Сообщение