ptica.jpgСолнце согревало своими лучами, погруженных в суету, людей. Вечно спешащие для кого-то часы привычно отбивали свой монотонный марш, заставляя ускорять шаг. Красно-оранжевые листья под ногами блестели, мерцая от солнечного света. Прохожие не могли заметить этого. Их глаза не отрывались от секундной стрелки огромного циферблата. Бурлящий людской поток, движущийся по артериям города, казался бесконечным и незнакомым.  У каждого свой мир, своя жизнь, свои взгляды. И очень часто до какого-то другого мира нам дела нет. В этот вроде бы обычный день случился мой первый поход в Самарский Драматический театр. На спектакль «Полковник Птица». Всего два с половиной часа способны перевернуть то, что накапливалось, строилось в тебе многие годы. «В конце концов, кто может ручаться, какая игра настоящая? Их, маленькая, или наша, большая, которую мы упорно принимаем за настоящую. «К сожалению, большая игра нормальных пропитана гораздо большим сумасшествием». Именно так, говорил Доктор в пьесе «Полковник Птица».

Сюжет разворачивается в психиатрической больнице, в которой умирают с голоду несколько сумасшедших, а именно : страдающая проститутка Пепа (Роза Хайруллина), ворующий что ни попадя Киро (Виталий Жигалин), сосредоточенный на свой импотенции Давуд (Георгий Кузубов), «маленький» Матей (Владимир Сухов), бессловесный Чаушеску Юрия Машкина  и просто глухой Хачо (Федор Степаненко), . А получилась группа вполне сообразительных, занятых муштрой и ожиданием чуда людей. И все это — руками полковника Фетисова (Владимир Борисов),который вскоре становится главным героем, занимая докторское место.
Героев спасает их необъятная вера, цель, которую они, несмотря ни на что, достигнут. Они чисты и, как дети, всем сердцем открыты своему внутреннему чувству, чувствам других людей, и в этом их сила. И силе этой нельзя не поддаться, как в конце концов поддается доктор, нельзя в неё не поверить – потому, возможно, но в сущности полной неразберихи могут существовать только две крайности – плохая и хорошая: общесерая «нормальность» и разноцветное «сумасшествие».
Быть бы сюжету банальной историей о том, как больные люди научились бегать в противогазах и голосовать шоколадками вместо бюллетеней, если бы не щемящая музыка Фаустаса Латенаса. В мелодиях гениального литовца столько боли и трагической жесткости, что в спектакле, задуманном как социальный анекдот, появляется метафизический объем. А сценография добавляет метафоричности: в момент падения груза ООН валится черная стена декорации, обнажая все до колосников, так что из зала видна горящая надпись «выход» над кулисной дверью. Так и играют до финала, на голой сцене. Это не единственный трюк, придуманный художником Александром Орловым. Государственную границу своей «сепаратной территории» больные будут изображать спинками кроватей, раскрашенными в черно-белую зебру. Когда на машине из таких же спинок сумасшедшие отправляются в Страсбург, становится не смешно. У Бойчева до последнего неясно, и только финальная ремарка ставит все на свои места: герои спускаются в зал и просят милостыню. Изящное решение драматурга (и Страсбург достигнут, и все объяснимо) Гвоздков отмел, сделав ход «весомый и зримый». На стене крутится черно-белая хроника военных зверств, а больные рассматривают весь этот натурализм из проема все в той же стене.
Спектакль «Полковник-птица» говорит нам, что сумасшествие – одно из тех условностей, ярлык, бирка, которую «нормальные» люди одевают на тех, кто на них не похож, но зачастую им, людям с этой биркой, до последней нет никакого дела, ибо живут они своей собственной настоящей жизнью, искренней и безусловной, ни у кого не переняв её движение и строй, а придумывая свой собственный.

Нина Свистухина





Ваш любимый питомец достоин того, чтобы выглядеть красиво.Удобные качественные костюмы для собак сделают вашего питомца самым счастливым.


Комментарии

Комментировать

 
(Не публикуется)
(Пример: www.qli.ru)
Сообщение