Николай СличенкоВ декабре Николаю Сличенко исполняется 76 лет, но по-прежнему он пускается на сцене в пляс, а зал взрывается бурей аплодисментов.
Николай Алексеевич Сличенко родился под Белгородом 27 декабря 1934 года. Рос он в большой цыганской семье, где кроме него было ещё четверо детей. Николай Алексеевич, к сожалению, застал тяжёлые годы войны. Она началась, когда ему шёл седьмой год. На его глазах немцы расстреляли отца. Отпечаток огромного горя, разрухи и голода, когда рядом умирали люди, остался на всю жизнь в его памяти.

Вскоре после войны семья поселилась в цыганском колхозе Воронежской области. Здесь Николай впервые услышал о существовании в Москве цыганского театра «Ромэн». Поступить в труппу, увидеть спектакли этого театра — всё это казалось недосягаемой и далёкой мечтой.
Николай всегда тянулся к искусству. С ранних лет он хорошо пел и танцевал, удивляя близких людей своим многогранным талантом. Одним движением руки и даже одним проникновенным взглядом он заставлял воочию увидеть и пережить огненную цыганскую пляску или душещипательную песню.
В 1951 году 16-летнего Николая Сличенко приняли в первый и единственный в мире цыганский театр – «Ромэн», у истоков которого стоял А. В. Луначарский. Театр, чьи первые шаги были поддержаны такими театральными актёрами и режиссёрами как, В. И. Качаловым, И. М. Москвиным, Н.П. Хмелёвым, А. К. Тарасовой и направлены М. М. Яншиным, руководившим коллективом около 5 лет.
В коллективе «Ромэн» Николай Сличенко прошел все стадии гражданского и творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссера и художественного руководителя, от певца до видного театрального и общественного деятеля.
Учителями Николая Сличенко и его партнерами по сцене стали выдающиеся актеры старшего поколения: Ляля Черная, М.В. Скворцова, С.И. Андреева, М.И. Черкасова, С.Ф. Шишков, И.И. Ром-Лебедев, В.Ф. Бизев, Н.Г. Нарожный, С.С. Золотарев, И.В. Хрусталев и др. Они были для него эталоном актерского мастерства, бережного отношения к богатому наследию цыганского народа.
В то время Николай оставался самым младшим в труппе. Он присутствовал на всех репетициях, спектаклях, участвовал в массовых сценах. Вскоре он знал наизусть все тексты мужских ролей.
В 1952 году Николай Сличенко сыграл главного героя Лекса в спектакле «Четыре жениха» по пьесе И. Хрусталёва, заменив основного актёра и своего учителя Шишкова Сергея Фёдоровича по причине болезни. После этой роли на Николая обратили внимание. И вскоре ему предложили сыграть Дмитрия в драме «Грушенька» по повести Н. Лескова «Очарованный странник», где вместе с ним были заняты ведущие актеры театра Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев. Эта роль позволила Сличенко еще больше укрепиться в труппе, его стали вводить в спектакли текущего репертуара.
Среди его первых актерских работ в театре был офицер Чанго в спектакле «Сломанный кнут». Так же, как и предыдущие роли, он исполнял ее со всей искренностью и юношеской непосредственностью, полной самоотдачей на сцене. А вскоре Николаю Сличенко доверили роль противоположного плана – возрастную: он играл дедушку в пьесе «Плясунья» И. Ром-Лебедева. В создании этого образа ему помогли жизненные наблюдения, воспоминания детства и юности.
Николаю становилось всё яснее, что одного жизненного багажа недостаточно. Овладевая основами профессии в театре, он одновременно постигал общеобразовательные предметы в школе и много читал.
Первой самостоятельной работой стала для него роль Василя в спектакле «Цыганка Аза» по пьесе М. Старицкого. Работая над этой ролью, Сличенко удалось точно передать на сцене характер героя, его чувства и настроение.
Уже через 4–5 лет работы в театре Николай Сличенко прочно вошел в основной репертуар. Помимо Дмитрия в «Грушеньке» и Чанго в пьесе «Сломанный кнут»он сыграл свыше 60 ролей в родном театре, а так же снялся в кинокартинах  «В дождь и солнце», «Мой остров синий», «Николай Сличенко», «Свадьба в Малиновке» и др.
Таким образом, Сличенко плавно перешёл к режиссуре. От первых проб в качестве ассистента режиссера до режиссёра-постановщика таких спектаклей как  «Огненные кони» И. Ром-Лебедева, «Братья» З. Тоболкина, «Четыре жениха» И. Хрусталева, «Живой труп» Л. Толстого, «Верность» Г. Кашубы, «Птицам нужно небо» И. Ром-Лебедева, «Графиня-цыганка» П. Градова. Николай окончил Высшие режиссерские курсы под руководством народного артиста СССР Андрея Александровича Гончарова.
«Мне думается, – размышляет Николай Алексеевич о таком повороте творческой судьбы в своей книге «Родился я в таборе», – что режиссер начинается не с поступления в институт на режиссерский факультет и даже не с получения диплома о его окончании, а лишь с того момента, когда у него появляются своя тема в искусстве, свое отношение к явлению жизни, свой взгляд на все, что совершается вокруг него». Тема человека и его назначения стала основной в работе Н. Сличенко как режиссера. Одной из главных тем своего дипломного спектакля «Грушенька» (1973) он видел родство душ цыганского и русского народов. Его волновала социальная и нравственная тема произведения. Сличенко не просто возобновил старую постановку, он создал  новый спектакль, окрасив сценическое повествование о трагической судьбе молодой цыганки Грушеньки в тревожные и романтические тона. Николаю Алексеевичу пришлось переиграть в нем все мужские роли, а за роль Голована он был удостоен звания лауреата первой премии «Театральная весна».


Настоящей визитной карточкой театра «Ромэн» стал спектакль «Мы — цыгане», где Николай Сличенко выступает и как автор, и как режиссёр-постановщик, и как исполнитель. Главная цель Сличенко заключалась в том, чтобы показать обретение цыганским народом родины и счастья после долгих скитаний по свету. Задача, которую поставил Н. Сличенко, полностью ему удалась. Этот спектакль вобрал в свой сюжет многовековую историю цыган. Песни, танцы, стихи, романсы, фрагменты из пьес – всё слилось здесь в яркий и трогательный рассказ о судьбе вольного, смелого народа, живущего по своим законам. Это явление стало основной причиной долголетия спектакля и неослабевающего интереса зрителей к нему. Позднее на Центральном телевидении был снят фильм по этой постановке. Спектакли Н. Сличенко выходят далеко за рамки рассказа о чисто цыганской жизни. Они трактуют проблемы, касающиеся каждого современного человека.
Особое место в творческой жизни Николая Сличенко принадлежит песне. Увлечение эстрадой началось в театре. Николая часто приглашали выступать на концертах. В 1962 году он поехал с группой эстрадных артистов в Рязань. После исполнения песни «Письмо матери» на памятном концерте, он был потрясён, как зрители удивительно глубоко приняли его выступление. На глазах многих навернулись слёзы. «Тогда я всерьёз задумался о своей дальнейшей работе на эстраде, о репертуаре, об ответственности артиста, выступающего с песней перед широкой аудиторией», — вспоминает Николай Алексеевич.
Вскоре Сличенко стали приглашать на радио, телевидение, а через 2 года он выехал в свою первую зарубежную поездку во Францию с Московским мюзик-холлом. «…Он красив – то полон буйной страсти, то сдержан, – словом, настоящий цыган из легенды», – писал о Николае Сличенко известный французский критик.
Особенность его таланта заключается в  многогранности. Проявляя активно в каком-либо виде творческой деятельности способности и духовные силы, одаренный человек вместе с тем оказывается, как правило, одаренным и во многих других. Именно таков Николай Сличенко – актер, певец, режиссер, популярность которого огромна. Он и сегодня по праву один из лучших мастеров сцены, имеющий общенародную популярность. Для миллионов слушателей он – олицетворение цыганского народа. Вместе с тем Николай Алексеевич —  очень скромный человек, не страдающий звёздной болезнью, замечательный семьянин. Бог наградил его прекрасной супругой, талантливым соратником по творчеству – Тамилой Агамировой. Н.А. Сличенко имеет троих детей, шестерых внуков и одну правнучку — Елену.


Заботясь о завтрашнем дне  цыганского театра, Сличенко создал на базе Музыкального училища имени Гнесиных специальную студию для подготовки профессиональных кадров для театра «Ромэн». Поиски талантливой молодежи для этой студии шли по всей стране. В октябре 1978 года студия начала свою жизнь, а в июне 1982 года ее выпускники вошли в состав труппы театра «Ромэн». Сегодня все они ярко, интересно, перспективно заявили о себе и заняты  во всех спектаклях текущего репертуара в ответственных ролях.
Николай Алексеевич Сличенко – народный артист СССР (1981), лауреат Государственной премии СССР (1987), премии Москвы, академик Международной академии театра (2001), Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (2001), профессор. Николай Алексеевич награждён орденами Дружбы народов, Петра Великого I степени, Михаила Ломоносова, Святого Владимира с мечами  «За заслуги перед отечеством» III (2004) и IV (1994) степени. 4 декабря 1998 года на Площади звезд в Москве заложена именная звезда Николая Сличенко. Об этом событии  писали: «Чествование артиста, добившегося поистине сказочного успеха – установления памятника при жизни, – это одновременно и праздник всех цыган: Москвы, России, всего мира… Это самый большой успех цыганского артиста за 225-летнюю историю цыганского музыкального исполнительства, цыганской эстрады в России».

Мария Тарасова





Одним из главных современных недугов является геморрой. Узнайте как выглядит геморрой на фото и старайтесь избегать этого заболевания.


Комментарии

Один комментарий к “«Николай Сличенко — из грязи в князи»”

Ирина

Интересный материал))

Опубликованно: 24 июля 2010 в 10:11

Комментировать

 
(Не публикуется)
(Пример: www.qli.ru)
Сообщение