Фильм Обитаемый остров

Первая часть кинодилогии «Обитаемый остров», снятая Федором Бондарчуком по культовому одноименному роману братьев Стругацких выходит в первый день нового года на экраны России и Украины количеством около 1,2 тысячи копий.

Сценарий ленты был написан Эдуардом Володарским и известными писателями-фантастами Сергеем и Мариной Дяченко.

В главной роли снялся дебютант Василий Степанов, а также Юлия Снигирь, Петр Федоров, Алексей Серебряков, Федор Бондарчук, Михаил Евланов, Сергей Гармаш, Гоша Куценко, Андрей Мерзликин, Анна Михалкова, Юрий Цурило, Игнатий Акрачков, Сергей Барковский, Максим Суханов, Евгений Сидихин, Кирилл Пирогов, Алексей Горбунов, Александр Феклистов и другие.

«Обитаемый остров» в рамках премьерного тура, который прошел с 18 по 25 декабря, показали в крупных городах России и Украины, в том числе Красноярске, Екатеринбурге, Казани, Воронеже, Киеве и Одессе.

По словам продюсера картины Александра Роднянского, фильм приняли очень хорошо, и премьерный тур неожиданно превратился в коммерческий предпрокат. Финальным аккордом тура стала премьера фильма в Москве, которая состоялась в понедельник 29 декабря, в кинотеатре «Октябрь».

Как рассказал РИА Новости писатель-фантаст Борис Стругацкий, он остался доволен экранизацией написанного им в соавторстве с братом Аркадием знаменитого романа. Фильм Стругацкому понравился, и он считает его удачей режиссера. Картина, по его мнению, снята близко к тексту, и герои, как правило, очень хороши. Он также отметил хорошую постановку фильма, выделив картины драк и сражений, которые, по его словам, «впечатляющие».

Кроме того, писатель восхитился игрой актеров. Так, исполнитель главной роли Максима Каммерера Василий Степанов, по словам фантаста, оказался «таким, каким мы его представляли». При этом он заметил, что «не все актеры в фильме на месте». Так, он счел неубедительной игру Гоши Куценко в роли Вепря, но выразил надежду, что актер сможет «развернуться во второй части картины».

Для реализации этого проекта потребовались колоссальные производственные и человеческие ресурсы: 120 километров кинопленки, 7 тысяч человек массовки, было создано 3 тысячи костюмов, израсходовано 450 килограммов грима.

В Крыму построено 63 съемочных объекта, создано 300 стволов саракшанского оружия, 13 танков, парк футуристической техники — боевых и легковых машин. Над созданием фантастического мира планеты Саракш, в который попадает главный герой, трудилась международная команда высококлассных специалистов. В процессе работы над фильмом использовались новейшие компьютерные и съемочные технологии.

Релиз второго фильма кинодилогии «Обитаемый остров» запланирован на апрель будущего года. Общий бюджет проекта с учетом затрат на продвижение составил около 40 миллионов долларов.

Продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов ожидают, что обе части картины соберут в прокате около 70 миллионов долларов.

О чем: Юноша самого завидного телосложения Максим Каммерер (Василий Степанов) в одиночку бороздит просторы бескрайнего космоса в свободном поиске приключений на свою златокудрую голову. Между вылазками в чужие миры покоритель безвоздушного пространства по космоскайпу вяло доказывает бабушке на Земле, что под его кудрями не ветер дует, а шатание по звездным далям — не самое постыдное из занятий для отрока во вселенной. В одну такую беседу вклинивается астероид, и корабль Максима подбитой птицей плюхается железным пузом на планету с не предвещающим ничего хорошего названием Саракш.

Чтобы послать весточку на родину, Каммерер продирается сквозь чащи, желая повстречать живую душу и войти с ней в контакт. Души здесь, хоть и живые, но странные: ругаются словом «массаракш», не улыбаются в 33 белых зубах (не то что свалившийся с неба землянин), верят, что их мир вогнутый и всюду враги, носят полуфашистскую форму и периодически — дважды в сутки зомбируемые психотронным излучением — корчатся в страшных судорогах.

В короткие сроки Максиму придется иметь дело с выродками, мутантами, Неизвестными Отцами, парнем Гаем в образе классического нацбола (Петр Федоров) и девушкой Радой с пушком над полными губами (Юлия Снигирь). Побывав в четырех шкурах — пришельца, эсэсовца, террориста и каторжника, задавшийся целью сотворить идеальный мир Каммерер двинет во вторую серию фильма на ярко-розовом танке.

Что-то новенькое: в отличие от Алисы Селезневой, демонстрировавшей чудеса полиглотства девочки из будущего, Максим Каммерер — по Бондарчку и сценаристам Дяченко — готов разговаривать на любом языке вселенной после вживления в ухо жидкометаллического устройства, по виду смахивающего на пиявку.

Где-то мы это уже видели: см. рецензию.

Фильмы из этой серии: «Бегущий по лезвию бритвы», «Матрица», «Планета обезьян».

«Обитаемый остров. Фильм первый» в середине декабря сначала показали ближнему кругу Стругацких, а затем отвезли на оценку и самому Борису Натановичу. Еще до запуска картины писатель на своем официальном сайте выражал опасение, что книга может превратиться «в «костюмный боевичок» наподобие немецкого «Трудно быть богом» — в то же время, как объявил на премьере продюсер Александр Роднянский, итоговым результатом Стругацкий остался доволен. И есть чем: роман, нежданно пробивший «железную стену» советской цензуры, ставший кривым зеркалом, вызволившим на белый свет все уродство скрытой за аббревиатурой СССР системы, перенесен на залитый компьютерными красками большой экран пошагово — действие за действием, образ за образом, реплика за репликой.

Василий Степанов и Юлия Снегирь, буквально снятые со студенческой скамьи, умеют черпать образы только из личного пережитого — выходит незайтейливо, но в пересчете на свою молодость и внешность, завлекают зрителя, точно черти в омут»

Другое дело, что за этим стремлением угодить автору и полчищам фанатов, дрожащих над буквой текста, была потеряна та невесомая материя, что зовется элексиром жизни. «Сталкер» Тарковского не следовал по пятам за мыслью братьев-фантастов — этот фильм явил собой изобретенный воображением режиссера инструмент, исполнивший мелодию по нотам Стругацких. Тщательно выстроенный скелет «Обитаемого острова», обросший мясом спецэффектов, восстал над книгой его 3D-проекцией — незалатанной пока в тех местах, где от произведения отсекли треть на вторую часть. Режиссер, сценаристы, мастеры компьютерной реальности, художники по костюмам и гриму, казалось бы, учли каждую деталь воссозданой в Крыму неведомой планеты Саракш, ее уклада, привычек и облика обитателей, однако же в воздухе ощущается отчетливая нехватка кислорода, и «Обитаемый остров» колышется в этой искусственной атмосфере на трех костяных ногах — первая из которых и есть дословный перевод текста на язык кинокамеры.

Другой костыль под каркас картины подставил Голливуд, причем дважды — собственноручно и чаяниями авторов. Первые космические кадры с последующим крушением корабля Каммерера демонстрируют уровень развития компьютерной графики времен романтической советской кинофантастики типа «Москва-Кассиопея» или «Сквозь тернии к звездам». Мы не умеем? Ан нет — американцам бес попутал заказать спецэффекты космического вступления. По мере продолжения фильма испытанный было визуальный шок отпускает: картинка перед глазами вырисовывается сочная, детальная, разноплановая. Но тут создателей подстерегла другая ловушка.

«Обитаемый остров» отчего-то весь превратился в визуальный цитатник: в драке с Крысоловом в Каммерере проступают гены Нео из «Матрицы», позволяющие изящно изгибаться под летящими предметами, а город, центр сосредоточения власти Неизвестных Отцов, в тех сценах, где проходит фоном, для, например, томления на крыше двух влюбленных, как будто одолжен у «Бегущего по лезвию бритвы». Бондарчук не только заимствует, но и сам стилизует под Голливуд, мешая в одном коктейле глянцевую картинку поцелуя под «Титаник» на закате с мальчиком-«оменом» на прогулке в парке. И зритель невольно теряется: Бондарчука подводит невладение авторским почерком, и фильм скачет по голливудским горкам скоростным поездом, прыгающим с колеи одного жанра на колею другого.

И если бы это была последняя напасть. Маститые актеры, населившие едва ли не каждый кадр «Обитаемого острова», иной раз лишь утяжеляют возведенную конструкцию. Сергей Гармаш в спутанных космах и с желтыми зубами, Гоша Куценко в волдырях, Федор Бондарчук в парике и парчовом халате, Андрей Мерзликин с косым черным чубом и маслянистыми глазами фашистской шавки привносят в общую картину редкостные фактурные образы, но в фильме, отчаянно выруливающем на конечную станцию в окрестностях Лос-Анджелеса, не находят себе места. Мэтры экрана, отыгрывая доставшиеся харктеры на 250 процентов, своей артистической органикой не срастаются с жанром кинофантастики и проживают свои роли, точно на сцене, в декорациях.

И с другой стороны — не обремененным опытом дебютантам Василию Степанову и Юлии Снигирь, буквально снятым со студенческой скамьи, в силу, скорее всего, эффекта «первого бала Наташи Ростовой», удается вскочить на подножку убегающего к Голливудским Холмам состава. Ребята, все еще грызущие науку театрального мастерства в Шукинском училище, умеют черпать образы пока только из личного пережитого — выходит незайтейливо, но в пересчете на свою молодость и внешность, завлекают зрителя, точно черти в омут. Федор Бондарчук, практически по Достоевскому, спасает свое кино их красотой.

Бакур Бакурадзе, режиссер: Фильм хороший, однозначно.

Тимати: Наизпозитивнейшие эмоции. Конечно, оправдались ожидания и не зря я столько ждал. Это действительно очень высококачественная работа – я знаком хорошо с произведением. Очень актуальная тема и, самое интересное, что это не тупой блокбастер, а действительно фильм, наполненный внутренним смыслом. Серьезным. Здесь очень много большой логики.

Артемий Троицкий: Мне понравился фильм, так что все в порядке.

Дмитрий Колдун: Я, честно сказать, ничего не ждал совершенно, но, надо сказать, что фильм очень сложный и в то же время очень простой – применимо к современной ситуации в мире. Поэтому для меня это один из тех фильмов, которые нужно, наверное, смотреть несколько раз, чтобы до конца осознать, что в нем происходит, на самом деле. Сюжет очень хороший, очень сложный. И, наверное, хорошо, что фильм сделан в двух частях, потому что, просмотрев первую часть и не видев вторую, я понял, что все-таки продолжение сконцентрировано во второй части. Потому что первая часть – это именно пролог. Надо сказать, что я считаю, что фильм получился. Другое дело, что мне не хватило крови. Книгу не читал – наверное, это и к лучшему, обязательно ее прочитаю после просмотра.

 

Вместе с «Обитаемым островом» в первый день нового года на российские экраны выйдет немая комическая кинолента «Доктор Плонк», а также «Сегодня ночью я сплю с тобой» и диснеевская комедия с Адамом Сэндлером «Сказки на ночь», занявшая второе место в минувший уик-энд в американском прокате.

Через неделю, 8 января, к ним присоединятся «Теория убийства», «На море» Ярослава Чеважевского, известного по дебютной картине «Кука», и «Кумбия нас связала» режиссера Рене У. Виллареаля, получившая приз в конкурсе «Перспективы» на 30-м Московском международном кинофестивале.

По материалам сайтов: www.dni.ru; www.rian.ru


Комментарии

Комментировать

 
(Не публикуется)
(Пример: www.qli.ru)
Сообщение