master.jpg«Никогда и ничего не просите!
Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас.
Сами предложат и сами все дадут!»
Воланд, «Мастер и Маргарита», М. Булгаков

Как же был прав мессир, по сути своей дьявол! Даже отрицательные герои порой считают унижение гораздо более ужасным поступком, нежели предательство или убийство. Но так ли был Воланд отрицателен? Да и были ли вообще дьявольскими существами Коровьев, Азазелло и Кот-Бегемот?
Роман «Мастер и Маргарита» не был допущен к печати при жизни автора, равно как и «Собачье сердце». Как говорила цензура, такие вещи, острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя. Однако в чем же нашли критики указание на советскую власть? В том ли, что высмеиваются в романе пороки общества? А именно герои Москвы 30-х годов олицетворяют собой и злость, и жадность, и пошлость, и распутство! Деяния же свиты Воланда на этом фоне выглядят ничтожно мелкими, всего лишь доброй шалостью, несмотря на то, что общественность так боялась этой чудовищной «нехорошей квартиры».
Рассмотрим же образы слуг Сатаны, а так же Воланда самого. Внешность его не была отталкивающей, однако недостатки в ней присутствовали – кривой рот, вставные зубы, хромота, разноцветные глаза. Но это все не так важно, особую роль играет его поведение. Во всех книгах, прочитанных мною, Сатана описывался злым, своего рода ядовитым, язвительным, пошлым противником Иисуса. Что же здесь? Воланд яростно начинает доказывать то, что Иешуа существовал, более того, он всей своей речью поддерживает его, в особенности главой из Романа, рассказанной им Берлиозу и Бездомному. Где же логика? Если Воланд – отрицательный персонаж, так зачем же ему отстаивать идеи церкви? Другой случай. Сатана будто пытается предостеречь Берлиоза от смерти. Быть может, кто-то скажет, что его предупреждение явилось лишь жестокой насмешкой над неверующим литератором, однако вряд ли Воланд хотел его смерти. Далее, сцена в «Варьете». Мессир рассуждает о людских пороках, будто тянет время, на самом же деле, я думаю, он старался лишь, чтобы слова эти дошли до присутствующих в зале. Не найдя же отклика, «профессор черной магии» показывает людям, насколько они глупы, будто говоря своим представлением: «Не все золото, что блестит». И наконец, решающий аргумент в пользу того, что Воланд не был отрицательным героем – это его поступок в отношении Маргариты. Казалось бы, жестокость, боль, которую причиняли женщине… Но даже эта боль явилась необходимой для героини, она должна была это пережить, чтобы понять, что не все в мире черно, проходят страдания, а за ними наступает счастливое забвение в тепле и любви.  Это и дарит Мастеру и Маргарите Сатана. Спокойствие, мир, любовь, гармония с природой, пусть без света, то есть без спасения,  – все то, чего так не хватало его свите.
И Коровьев, и Азазелло, и Кот-Бегемот – вся эта нечисть была лишь несчастными душами, которым не хватало лишь только покоя. Будучи олицетворением зла, они не были очернены ни жадностью, ни жестокостью. Пороки общества, за которые они наказывали, и в то же время, расплачивались своей тяжестью, не были им чужды, но и не овладевали ими. Да, азарт, ложь, в некотором роде пошлость присутствовали в их жизни, которую и жизнью-то не назовешь, но была и заботливость, и, как ни странно, дружба. Конечно, это мое личное мнение, но я считаю, что все эти люди, не побоюсь их так назвать, друг другом дорожили. Так где же весь негатив, созданный книгами о нечисти? На что обречены души Фагота, Кота и Азазелло?
Даже со сверхъестественными способностями, Воланд и его свита кажутся порой обычными людьми, смотрящими на мир иначе. В конце романа они уходят, уходят Мастер и Маргарита, освобождается Понтий Пилат, а все остальное неизменно. Возможно, Воланд со своей нечистью вернутся, только найдут они все на своих местах, та же глупость, жестокость, унижение, которое терпеть не мог мессир, все это останется, люди не меняются, меняется лишь их окружение. Предавать, насмехаться, делать подлости и унижать они не перестанут никогда, хоть, конечно, и есть те, кто не склонят своей головы даже перед сильными мира сего, но их наберется не так уж и много. Быть может, нам нужны эти Воланд, Фагот, Бегемот, Азазелло?.. Не думаю, что этот вопрос будет закрыт…

Дарья Полудина

.

.





Ваша безопасность полностью в ваших руках, а точнее, в ваших дверях. Отличные стальные входные двери надежно защитят вас от любых неприятностей.


Комментарии

2 комментария к “«Мастер и Маргарита»”

Максимов Герман

Да ты молодец, хорошо разобрала. Хотя я иногда болше люблю «Собачье сердце»

Опубликованно: 28 марта 2010 в 17:59

Дарья Полудина

Спасибо)
Да, «Собачье сердце» — тоже очень хорошая вещь. Вообще, мне очень нравится творчество М. Булгакова.

Опубликованно: 29 марта 2010 в 14:37

Комментировать

 
(Не публикуется)
(Пример: www.qli.ru)
Сообщение